Версия сайта для слабовидящих
Часто задаваемые вопросы

Научно-исследовательская деятельность кафедры иностранных языков Иркутского ГАУ им. А.А. Ежевского осуществляется в трех направлениях:

1) Научно-исследовательская работа со студентами, осуществляемая под руководством преподавателей кафедры.

2) Научно-исследовательская работа с аспирантами и соискателями под научным руководством профессорско-преподавательского состава кафедры.

3) Научно-исследовательская работа преподавателей кафедры, которая отражает выполнение научно-педагогической нагрузки.

В 2025-2026 уч.году на кафедре работают 1 профессор, 2 кандидата филологических наук и 2 кандидата педагогических наук.

Научно-исследовательская работа со студентами осуществляется как часть образовательного процесса и как собственно научная деятельность студентов.

НИРС как часть образовательного процесса реализуется за счет того, что преподаватели кафедры используют в рамках образовательного процесса применение технологий, развивающих исследовательские умения студентов, аспирантов и соискателей. Так, неотъемлемой частью практических занятий по всем дисциплинам являются диспуты, дискуссии, развивающие критическое мышление, без которого немыслима исследовательская деятельность. Широко используется такая технология, способствующая развитию исследовательских умений, как проектная деятельность.

Собственно научная деятельность студентов реализуется в процессе участия их в научно-практических конференциях с докладами, выполненными под руководством преподавателей кафедры с последующей публикацией результатов исследований. Так, ежегодно студенты, под научным руководством преподавателей кафедры участвуют в научных конференциях, которые проводятся в Иркутским ГАУ и других вузах г. Иркутска и регионах.

В целом за период 2025 г. по результатам НИРС студентами было подготовлено 26 научных работ.

Доктор филологических наук, профессор Хантакова В.М. осуществляет подготовку аспирантов по специальности 10.02.04 (Теория языка). В 2008 г. защитила докторскую диссертацию по специальности 10.02.04 Германские языки на тему: «Синонимия форм и синонимия смыслов: теоретическая модель анализа интегративного взаимодействия синонимических единиц одно- и разноуровневой принадлежности».

Направления исследований: ТЕОРИЯ СИНОНИМИИ. ТЕОРИЯ ЗНАЧЕНИЯ. СЕМАНТИКА. ПРАГМАТИКА. СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА.  ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ. КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА. ТЕРМИНОВЕДЕНИЕ. АНГЛИЙСКИЙ И НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫКИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Общая тематика исследований:

  • – СИНОНИМИЯ ФОРМ И СИНОНИМИЯ СМЫСЛОВ;
  • –РОЛЬ СИНОНИМИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ДИСКУРСЕ (ПОЛИТИЧЕСКОМ, ЮРИДИЧЕСКОМ, ХУДОЖЕСТВЕННОМ, МЕДИЦИНСКОМ, ЭКОНОМИЧЕСКОМ, ПОЭТИЧЕСКОМ);
  • –-СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УНИФИКАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ЗНАНИЯ.
  • - РОЛЬ СИНОНИМИИ В СОЗДАНИИ КАРТИНЫ МИРА
  • – МЕЖЪЯЗЫКОВАЯ СИНОНИМИЯ;
  • РОЛЬ СИНОНИМИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОТНОШЩЕНИЯ «ЧАСТЬ –ЦЕЛОЕ»

Публикации: Автор более 110 научных (индексируемых в РИНЦ, ВАК, СКОПУС) и учебно-методических работ, в том числе 4  монографий. 

С 2009 по 2015 гг. руководила двумя магистерскими программами «Германские языки» и «Сравнительное языкознание».

Является членом редколлегии журнала международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» http://ce.if-mstuca.ru/ .

Подготовлены и защищены 2 кандидатские диссертации, научных руководитель 3 кандидатских диссертаций.

 Член   диссертационного совета Д 212.022.05 по защите докторских и кандидатских диссертаций в ФГОУ ВО «БГУ».   Ежегодно выступает   в качестве  оппонента и эксперта по  кандидатским и  докторским диссертациям.

 Принимает участие в международных и всероссийских научных конференциях в России и за рубежом.

Преподаватели кафедры активно занимаются научной работой, принимают участие в научно-практических конференциях, в т.ч. международного уровня; ведут публикационную деятельность в научных журналах РИНЦ, ВАК; осуществляют научное руководство студенческих и аспирантских работ.

Анненкова Арина Владимировна – к.пед.наук, доцент. В 2010 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) на тему: «Методика формирования межкультурной коммуникативной компетенции в процессе учебного перевода иноязычных текстов (языковой вуз, английский язык)».

В настоящее время осуществляет научную деятельность в рамках теории межкультурной коммуникации, теории обучения иностранным языкам, разработки современных технологий обучения английскому языку.

Горбунова Т.В., к.филол.наук, доцент. В 2013 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.04 на тему: «Место продолженного инфинитива в системе форм английского глагола».

В настоящее время осуществляет научную деятельность по проблемам когнитивной грамматики английского языка, сравнительного языкознания.

Факторович Т.В. – к.пед.наук. В 2008 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.01.08 на тему: «Обучение педагогов и студентов адекватным реакциям (на материале провокаций в педагогическом общении)».

В настоящее время проводит исследования в области риторики русского языка, методики обучения русскому языку (в т.ч. как иностранному), теории коммуникации, культуры речи.

Швецова С.В.. – к.филол.наук, доцент. В 2005 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.04 – германские языки «Лингвистический анализ способов терминообразования в современной английской офтальмологической терминосистеме»

Сфера научных интересов: когнитивная лингвистика; межкультурная коммуникация; исследование терминологического аппарата медицины, биологии и ветеринарии; межъязыковая синонимия,  английский язык в сфере профессиональной коммуникации.

За 2020-2025 гг. кафедрой опубликовано 72 научных изданий, из них:

  • 2 монографии (2020 г. – 1; 2023 г. – 1),
  • 3 статьи в журналах, индексируемых в базами данных Scopus и Wos(2020 г. - 3),
  • 123 статьи в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования(2020 г. – 13; 2021 г. – 19; 2022 г. – 21; 2023 г. – 24; 2024 г. – 28; 2025 г. - 18);
  • втом числе 18 статей в научных рецензируемых изданиях (ВАК) (2020 г. – 2; 2021 г. – 3, 2022 г.- 3; 2023 г. – 5; 2024 г. – 3; 2025 г. - 2).

 


Выпускнику